Публикации, интервью
- Газета «Московская Правда» от 20 декабря 2004 г., статья «Обман – высокое искусство», стр. 6.
- Газета «Досуг в Москве» от 17 декабря 2005 г., статья «Карнавал масок», стр. 1.
- Журнал «Ваш досуг» от 12-22 января 2006 г., статья «Карнавал масок», стр. 99.
- Журнал «Ваша мебель», сентябрь 2005 г., статья «Традиция британской акварели в России», стр. 38-39.
- Каталог «Мастер и ученик» произведения педагогов и учащихся Школы; издательство Школы акварели Сергея Андрияки, Москва – 2004 г., стр. 39-43.
- Газета «Наш изограф», январь 2006 г., статья «Карнавал масок», стр. 15.
- Каталог «Произведения преподавателей детских художественных школ искусств Москвы», издатель ООО Живопись-инфо, 2004 г., стр. 32, илл., стр. 20.
- Каталог «Реализм XXI века», стр. 30-34, издательство Сканрус, Москва, 2005 год.
- Журнал «Ваша мебель», апрель 2006 г., статья «Мир путешествий Виктории Кирьяновой», стр. 38-39.
- Газета «Литературная Россия», №14 от 09.04.2010, статья «Акварельная сказка»
- Информационно-справочная газета для специалистов рынка товаров по искусству «АРТИНДУСТРИЯ», №10 - Октябрь 2010, статья «Материалы для акварелиста»
Традиция британской акварели в России
Мы продолжаем знакомить читателей с творчеством преподавателей школы акварели Сергея Андрияки.В гостях — Виктория Кирьянова.
- В чем оригинальность техники акварели?
- — Оригинальность техники состоит в многослойности акварели, которая выполняется постепенным наложением слоев акварели друг на друга — лессировками. Берется очень высококачественная бумага, которая не выгорает, не выцветает, не деформируется, краски на ней играют именно так, как вы их кладете. Они не меняют своего цвета со временем, а в целом акварель позволяет бумаге светиться. В представлении многих акварель — это что-то небольшого формата, текущее, плывущее, размытое. Английская акварель другая: большеформатная, панорамная, монументальная. В этой акварели встречаются и приемы масляной живописи, но здесь ничего невозможно исправить. Если в масле возможно постепенное нанесение красочных слоев, их изменение, в акварели все нужно заранее продумывать и просчитывать, поправить что-то потом уже невозможно.
- А с натуры вы работаете?
- — Я работаю как с натуры, так и по памяти, большие картины пишу по этюдам. Делаю этюды и маслом, и акварелью, и просто карандашом. Если художник грамотно работает с натуры, то он может написать живописную работу даже по карандашному эскизу.
- Что вас привлекает в пейзаже?
- — В пейзаже все зависит от настроения, в каждом времени есть своя прелесть, поэтому останавливаться на чем-то одном не хотелось бы. Каждый момент в природе удивителен и привлекателен для художника. Пейзаж — сиюминутное состояние, которое нужно уметь запечатлеть. В пейзаже очень легко ошибиться, поэтому пейзаж — это «высший пилотаж» в изобразительном искусстве.
Если говорить о натурных пейзажах, то я люблю зарисовки цветов. Причем, пишу не срезанные цветы, а те, которые вижу в природе. Мне нравятся цветы в естественной среде обитания, когда они дышат и пахнут. У меня есть целая серия работ — зарисовки из ботанического сада. Это большие натурные зарисовки цветов: ирисов, маков, пионов. Мне интересен и городской пейзаж, потому что по нему можно понять архитектуру и культуру города, а также то, как относятся к нему его жители. Это очень интересно. Вот, например, я путешествовала по Баварии и сделала много этюдов.
- Расскажите о своем венецианском цикле натюрмортов.
- — Венеция — город влюбленных. Когда я попадаю туда, то сразу испытываю чувство влюбленности, невозможно остаться равнодушным к этому городу. Мне хотелось показать дух Венеции и с каждой работой пережить все состояния этого города. Так возник цикл натюрмортов, а венецианские маски, которые были мне подарены, стали первым натюрмортом. И это еще не все работы цикла. Он включает в себя натюрморты, виды города, портреты, карнавальные персонажи. В работе «Время и венецианские маски» можно проследить эволюцию маски от первой — страшной, до последней — авторской. Главная маска — маска Казановы, тут же песочные часы как символ уходящего времени. Во всех работах используются только подлинные венецианские предметы и старинные маски. Не хотелось бы ставить никаких подделок, потому что сам город вызывает доверие. Арлекин — это старая авторская игрушка, и все окружение подчинено ей.
В работе «Венецианские маски» изображена традиционная маска, которой обычно украшались дома венецианцев по время карнавалов, и шуточная маска, где парик сделан из карт Таро. Работа очень интересная по фактуре и колориту. Мне хотелось передать здесь настроение классических итальянских интерьеров XV-XVI веков.
«Площадь в Венеции» — натурная работа, которую я написала во время моей второй поездки в этот красивейший город. Я хотела изобразить обычный будничный день, суету и в то же время спокойствие, характерное городу на воде.
- Что особенно важно в пластическом решении ваших работ?
- — Хорошая работа — это совокупность всех элементов: цвета, композиции, колорита. Невозможно сделать акцент на чем-то одном. Здесь должно быть суммарное решение. Я работаю без рисунка, сразу кистью. Сначала зрительно представляю, продумываю композицию работы, и потом на белом листе рождается задуманный образ.
Мне важно, чтобы мой зритель вместе со мной прожил, прочувствовал те ощущения, которые меня волнуют, понял настроения и чувства, присущие мне в данный момент, проникся близкой мне атмосферой.
Журнал «Ваша мебель», сентябрь 2005 г.,стр. 38-39.
Акварельная сказка
«Художник должен быть голодным!» — мы с этим утверждением категорически не согласны. Посетив школу акварели Сергея Андрияки, понимаешь, что искусство прекрасно само по себе и к чувству голода отношения не имеет. Художник должен думать о творчестве, а не о еде.
Баночка с водой, кисти и простые акварельные краски — как на уроках рисования в любой общеобразовательной школе. Почти невозможно поверить, что с помощью этих нехитрых приспособлений рождаются шедевры, которые не только вызывают восторг у посетителей выставок, но и мгновенно раскупаются ценителями живописи.
Перед холстом с кистью в руках стоит педагог школы акварели Сергея Андрияки — Виктория Кирьянова. Воздушная и лёгкая, как сама акварель, она создаёт прекрасные картины в лучших традициях в технике русской классической многослойной акварели, а также учит писать картины других. В школу акварели Сергея Андрияки приходят как дети, так и взрослые. И если детей чаще приводят родители, хотя встречаются и такие, которые приходят сами, то взрослые идут сюда за нереализованной мечтой детства. Ученикам Виктории Кирьяновой от 10 и до 76 лет! Причём иногда дамы в возрасте, никогда раньше не державшие кисть в руках, даруют миру прекрасные картины.
Глядя на молодую, полную жизни, творческих идей и вдохновения художницу, удивляешься: ведь образ художника в России — голодного непризнанного гения — никак с ней не вяжется.
Оказывается, секрет прост — любить то, что ты делаешь. А совмещая хобби и работу, этого очень просто достичь. И лучшие картины художницы, которые пользуются наибольшим успехом — именно те, которые написаны с душой и огромным удовольствием.
Виктория не просто объясняет своим подопечным — как правильно держать кисточку в руках и как лучше наносить краски на холст, — она рисует вместе с учениками. Это авторская программа Сергея Андрияки — художник вместе с учениками работает параллельно над одним и тем же сюжетом. Благодаря этой уникальной методике художнице удаётся очень много писать. И ученикам, глядя на работу преподавателя, легче постичь все секреты мастерства.
В очередной раз опровергая миф о бедных и голодных художниках, заметим, что Виктория Кирьянова много путешествует — и эти поездки дарят такой приток вдохновения, что уже потом, по возвращении в Москву, рождаются циклы картин. Например, Венецианский цикл насчитывает около 30 произведений. А благодаря недавней поездке в Париж, Бретань и Прованс осенью состоится выставка, посвящённая Франции. Именно циклы картин помогают художнику раскрывать волнующую тему целиком, вдаваться в детали, показывать мельчайшие подробности.
Во время путешествий не всегда удаётся подолгу работать на пленэре (то есть на улице). В таких случаях создаются небольшие эскизы, и уже потом, в студии, вдохновляясь небольшими зарисовками и впечатлениями, Виктория создаёт картины. Некоторые художники поступают проще — сделал фотографию красивого пейзажа, а потом, при случае — перенёс её на холст. Но такие картины сразу видны. Фотография никогда не передаст в полной мере чувств художника. Игра света и тени, лёгкий ветерок — они оживают лишь на кончике кисти живописца.
Любовь ГОРДЕЕВА
газета "Литературная Россия" №14 от 09.04.2010