Многослойная акварель
Акварель (фр. aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).
Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в странах античного мира, в древнем Китае. Нынешнюю, привычную для нас прозрачность и эфемерность они приобрели в ХХ столетии. Это так называемая «а-ля-примная» акварель, которая у большинства людей ассоциируется с атмосферой легкости, подобной приятному ветерку в жаркий день.
Классическая же многослойная акварель сегодня оказалась практически везде забыта, продолжая существовать лишь в Англии. Между тем, отличаясь силой тона, она по своим изобразительным возможностям во многом превосходит тяжелую, несколько глухую живопись маслом. Известно немало великолепных работ XV-XVII веков, принадлежащих кисти Рубенса, Дюрера, Гольбейна, голландских и фламандских художников. Во второй половине XVIII века началось мощное развитие английской школы акварельной живописи, которая по сей день считается самой выдающейся. Акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы акварели позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие).
К середине XIX века школы акварельной живописи появились практически во всех странах Европы, включая Россию. Развитие русской акварели в XIX веке связано с именами Ивана Раулова, Людвига Премацци, Платона Бориспольца, братьев Чернецовых. В 1839 г. группой русских художников был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесённый императору Александру II во время посещения им Рима. Тогда же повсеместно распространилась техника плотного, многослойного рисования акварелью по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В России в этой манере работали Карл и Александр Брюлловы и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к акварели обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др). Книжные иллюстрации эпохи модерна (начало ХХ века) принадлежат кисти Врубеля, Бенуа, Добужинского, Сомова, Билибина.
Акварельная живопись России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. К сожалению, в XX веке эта акварельная техника была почти забыта, отчасти это было связано с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными и быстро выцветающими.
Сегодня мы знаем, что при внимательном и требовательном отношении к материалам, которыми работаешь и соблюдении технологии живописи, получаются произведения, способные прожить долгие столетия. Из наших современников, в России конца XX — начала XXI вв. наиболее заметными явлениями в искусстве акварели стали серии работ Сергея Андрияки и мастеров его школы (Школа акварели Сергея Андрияки), которые стремятся возродить технику, приемы, жанры русской классической многослойной акварели.