Пишу работы на бумаге
Arches® Watercolor (Canson, Франция)
Saunders Waterford Water Colour Paper (St Cuthberts Mill, Англия)
Использую краски
Завод художественных красок «Невская Палитра» (Санкт-Петербург)
Artists' Water Colour (Winsor&Newton, Англия)
Rembrandt (Royal Talens, Нидерланды)
Долговечна ли акварель?
Вопрос о долговечности акварели волнует многих, часто вызывая жаркие споры. Почему же возникло «сгорание» краски в акварелях М. Врубеля и других талантливых мастеров? Действительно ли нельзя без опасений за сохранность картины просто повесить ее на стену?
Проблема здесь заключается в том, что часто и современные художники, и мастера прошлого не заботились о выборе качественного материала для своих творений.
Сегодня мы знаем, что самое важное в качестве бумаги — ее бескислотность и малый процент проклеенности. Нынешнее производство этой продукции далеко ушло от того периода, когда бумагу делали на тряпичной основе. Большинство широко предлагаемых в наши дни недорогих сортов выполнено с использование древесно-целлюлозной массы. При этом в толще листа остается много кислотно-щелочных остатков, неминуемо губительно воздействующих и на волокна бумаги, и на пигменты. Также для закрепления краски на поверхности бумаги в промышленном производстве используют метод ее глубокого проклеивания. Под воздействием света и кислорода воздуха эти синтетические клеи и приводят, вместе со щелочными остатками, к пожелтению и разрушению бумаги.
В акварелях старых мастеров мы видим, что лист сохраняет белизну, а краски не гаснут. К примеру, в английских замках старые акварели и сегодня, начиная с XVIII века, висят на своих привычных местах, не боясь света и воздействия времени. Столь же звучны по колориту акварели Брюллова, Гау, Соколова, Садовникова, Премацци и других мастеров. В чем секрет?
В конце XIX века промышленники предложили много новых сортов бумаги с большим включением древесной целлюлозы или полностью выработанной на древесной, а не тряпичной основе. Чрезмерная вера в достижения химии допустила появление на рынке товара, непригодного для художников, но дешевого и усиленно рекламировавшегося. Производство фабричным образом акварельных красок без их тщательной проверки на светостойкость, на нейтральность к воздействию кислорода воздуха также создало много проблем для искусства. Результаты мы видим в музейных залах, когда акварельные произведения (например, Врубеля, мало обращавшего внимания на технологические вопросы) почти не экспонируются или при показе закрываются в витринах специальной темной, не пропускающей свет, тканью.
Отсюда и общее мнение, что акварель недолговечна. Но это не так. Надо лишь быть внимательным и требовательным к материалам, которыми работаешь, соблюдать технологию живописи. Внимание к бумаге, ее качеству, значение свойств красок очень важны для любого художника. Живописцы прошлого это всегда понимали и не забывали.
В настоящее время целесообразно рекомендовать для использования акварельные краски «Ленинград», которые в городе на Неве выпускаются заводом художественных красок на Черной речке. Целый ряд пигментов по светостойкости превосходит продукцию многих известных зарубежных фирм.
А вот с бумагой сложнее — в настоящее время в нашей стране уже давно не выпускают бумагу, пригодную для акварельной живописи. Зная это, самые опытные мастера используют ее сорта, которые по старым технологиям производятся в ряде развитых западных стран. В отличие от нас, промышленность Англии, Франции, Германии всегда учитывает потребность художественного рынка. Такая бумага, оговоримся сразу, дорогая. Однако и произведение, на ней созданное, способно прожить долгие столетия.
Также по теме:
«Материалы для акварелиста» — интервью Виктории Кирьяновой для газеты «Артиндустрия»