Материалы для акварелиста

Газета Артиндустрия с интервью Виктории Кирьяновой

Любимая техника Виктории Кирьяновой — художника и преподавателя школы акварели Сергея Андрияки — классическая многослойная акварель, интерес к которой в России сегодня начал возрождаться. Мы обратились к Виктории с просьбой рассказать о материалах, которые она использует и рекомендует своим ученикам.

«Если обратиться к XVIII — XIX вв и началу XX века, то художники традиционно использовали бумагу из 100% хлопка или 100% льна. Такие бумаги современного производства не дешевые. В Москве их можно найти в продаже, но далеко не в каждом салоне. Какие бумаги можно порекомендовать: профессиональную акварельную бумагу Arches фирмы Canson, бумагу компании Hahnemühle, которая среди специалистов называется «петушок» (производитель маркирует ее водяным знаком в виде петушка), бумагу Saunders Waterford series фирмы St Cuthberts Mill. Эти фирмы выпускают большой ассортимент бумаги для рисования, что позволяет художнику работать в различных техниках: акварелью, пастелью, мягким материалом (сангиной, сепией, соусом), графитным карандашом.

Бумага Artists’ Water Colour paper фирмы Winsor&Newton, наверное, самая передовая во всех отношениях. Этот старейший бренд ориентирует свою продукцию именно на профессионального покупателя, и их акварельная бумага считается одной из самых интересных по результатам использования.

Высококачественная бумага гарантирует сохранность акварельного рисунка. Красочный слой не выгорает, не выцветает, не меняет тона, выдерживает влияние длительного хранения, о чем свидетельствует отличная сохранность акварелей художников XVIII — XIX веков. К слову сказать, русский художник Врубель очень активно экспериментировал с бумагами и красками, в результате чего его работы сегодня в худшем состоянии, чем работы того же Брюллова или Иванова, которые применяли классические технологии.

Чем же бумага обыкновенная отличается от хлопковой и льняной? Хорошая бумага, в составе которой 100% хлопок или лен с каждым наложением потихонечку набирает тон, причем предыдущие слои краски не размываются, не смываются, не меняются и не нарушаются. На плохой бумаге уже второй слой может быть полностью смыт предыдущим, поэтому на ней просто невозможно добиться качественного результата.

Надо отметить, что все производители делают акварельную бумагу нескольких видов. Бумага «сатин» — это обычная гладкая; бумага grand fine — бумага с небольшим зернами рельефа; и бумага torshon — самая зернистая, рельефная. «Сатин» позволяет писать миниатюры, портреты, где поверхность изображаемого — гладкая. Grand fine — универсальная бумага, на которой можно писать как натюрморты, портреты так и пейзажи. Бумага torchon больше подходит для пейзажей. Она более зернистая, на ней получаются красивые эффектные мазки, но сложно прописать детали. Выбор бумаги определяется творческим замыслом, а у художника должен быть опыт письма на различных бумагах, ведь производители придают своей продукции разные свойства. Если, например, брать тот же Hahnemühle, то на ней очень красиво держится первый слой. Он получается очень яркий. На такой бумаге хорошо писать, например, цветы или какие-то очень яркие работы, для которых важен именно первый, яркий и сочный слой. Бумаги Arches, Sauders Waterford и Winsor&Newton больше подходят для многослойного письма, но первый слой краски на них слишком сильно тускнеет — проседает. Вам будет казаться, что вы берете такой яркий сочный мазок, а бумага высыхает и теряет интенсивность краски.

Что касается кистей, то наиболее часто используемый вид кистей — это натуральный волос колонка или аналог red sable. Такой инструмент как кисть должен подбираться тщательно и с грамотным подходом. При намокании в воде кисть должна образовывать ровный кончик, а пучок иметь идеально ровную структуру. Отличного качества кисти выпускает фирма Winsor&Newton, а из отечественных производителей хотелось бы отметить новую линию кистей ЗХК.

Теперь о красках. Самая популярная акварель в России, безусловно, производства завода художественных красок из С.-Петербурга. Это очень хорошие краски и, пожалуй, лучшие среди российских производителей. Очень хороша по качеству иностранная акварель, это опять же краски производства Winsor&Newton, но стоят они по сравнению с отечественными в несколько раз дороже. Если «наша» маленькая кюветочка обойдется в 30 рублей, то английская около 400 руб. Очень хорошие краски — итальянские Acquarello extrafine фирмы Ferrario, голландские Rembrandt.

Как на западе, так и у нас, все краски выпускаются двух видов — для профессионалов и для любителей. По качеству профессиональные краски гораздо лучше. Например, у Winsor&Newton полупрофессиональная серия Cotman по качеству сильно отличается от красок профессиональной серии Artist’s. Принципиальное различие, прежде всего, в пигментах. В дорогой серии пигменты натуральные, а в Cotman — заменители, следовательно, есть отличие по светостойкости. У красок разных серий разные химические составы, которые со временем будут изменяться. Серии для любителей будут выцветать, выгорать, что приведет к изменениям самого изображения. Профессионалы используют более стойкие краски, поскольку они ответственны за свои работы и хотят, чтобы сохранность картин в неизменном виде была как можно дольше. Что касается светостойкости краски, которую я уже упоминала, даже на этапах начального обучения можно заметить, что некачественная краска даже в смесях ведет себя совершенно по-другому. Сама по себе краска будет значительно проигрывать, и художник не добьется того эффекта, на который рассчитывал.

Если есть возможность покупать хорошие импортные краски — это здорово, но они доступны далеко не каждому, поэтому можно обойтись и отечественными. Но стоит учитывать, когда художнику нужна расширенная палитра, какие-то дополнительные цвета, которые позволят изобразить определенный колористический натюрморт, основанный, например, на разных красных цветах или разных синих, и помнить что палитра в российских красках сжата. Поэтому можно докупать какие-то импортные краски. С нашими красками они нормально смешиваются, и никаких негативных эффектов не будет.

Что лучше акварель в кюветах или тубах? Акварель в кюветах — это высохшая акварель, она не размягченная, не мокрая. Я больше ратую за акварель в кюветке, потому что по свойствам и удобству она, наверное, лучше. Акварель в тубе, после того как выдавлена на палитру, должна быть вся использована, или ее придется смыть. Зачастую ее выдавливают больше чем надо, т.к. трудно рассчитать, сколько потребуется краски на день, поэтому оптимально пользоваться акварелью именно в кюветке. Акварель в тубах покупают если не находят какого-то цвета в кюветках. По сохранности красок, опять таки, предпочтительнее кюветки. Если краска высохнет в тубе, то ее придется просто выкинуть.

Много вопросов вызывает белая акварель. Она применяется редко и используется в качестве подсветки, разбела. Если вернуться к классике, то белила всегда использовались крайне редко, например, поставить блик, возможно еще в интерьерных работах, где большое количество блеска, мелких светлых деталей. Представьте такой изобразительный ряд: акварели залов Эрмитажа, где большое количество люстр, свечей, подсвечников. И чтобы выделить маленькие акценты, самые мелкие детали применяется белый цвет акварели. Если же говорить о натюрмортах, пейзажах, портретах, то там белила не используются. Объясню почему: белила самая плотная краска, и если ее примешивать к акварели, то она уже перестает быть акварелью. Забивается, закрывается свечение бумаги, работа становится почти гуашевой. Дополнительные средства, увеличивающие густоту краски, я не использую, так как в основе классической акварели чистые краски без каких-либо наполнителей. Порой возникает необходимость получить очень темный, насыщенный, красивый бархатный цвет, к сожалению, в акварели такой цвет трудно набрать. Художник создает темный цвет постепенно, а при высыхании краска слегка теряет интенсивность тона, в том свойство акварели вот в таком случае можно чуть-чуть добавить гуммиарабик.

Хочется отметить подбор цветов в наборах акварели. Все наборы достаточно неплохо сформированы. Они включают тот минимум красок, который необходим учащимся. По мере того, как ученик будет узнавать как делать те или иные замесы можно дополнительно приобретать кюветки красок, которые покажутся более интересными. Обычно я предлагаю ученикам купить набор либо 24 цвета, либо 36. Лучше начинать с 24 цветов, так как именно с ним быстрее научишься смешивать краски и подбирать замесы, узнаешь свойства красок. Когда цветов слишком много, то для начинающего это не совсем хорошо. Он может запутаться и слишком долго изучать свойства, затормозиться в обучении. 12 цветов для студента или ученика художественной школы это очень мало, а вот 24 — самое оптимальное количество. Родителям лучше «разориться» в самом начале на хороший набор, потому что ребенку это важно и нужно.

Несколько слов о карандашах. Карандаши для рисования, я бы отметила двух фирм: Faber Castell и Koh-I-Noor. Первые предпочтительнее, потому что графит этого карандаша очень мягкий, ровный, без жестких уплотнений. Это очень хорошие карандаши, а для меня самые лучшие, причем все товары, которые выпускает эта фирма, будь то ластики-клячки, слегка убирающие тон, или карандаши с сангиной, сепией, соусом.

Художнику в работе нужна палитра. Конечно, можно использовать в качестве палитры обычный ватман, но лучше всего — керамические палитры. Когда краски размешивают на бумаге, то они через какое-то время начинают впитываться, и образуются неприятные катышки. Кто когда-то рисовал — живо себе это представит. А если пишут какую-то большую работу, краска быстро заканчивается, постоянно что-то замешивается, и количество катышек только увеличивается. Керамические же палитры с делениями или без них удобнее бумажного листа. Самые удобные керамические палитры без делений, немного матовые, потому что на глянцевой палитре краска скатывается капельками, что неудобно. Не советую пластмассовые палитры. Они имеют особенность — краска собирается капелькой, и едкие пигменты некоторых цветов окрашивают палитру. Отмыть ее невозможно, поверхность становится не белой, что влияет на восприятие цвета.

К сожалению, в российских магазинах очень плохо подготовлены продавцы, особенно в сравнении с европейскими салонами. Как правило, они все слишком далеки от знаний материалов и технологий. Продавец, который ориентируется в материалах, действительно может очень многое подсказать. Большую пользу он может оказать, например, в выборе кистей. Пучок кисти закреплен водорастворимым составом, и невозможно понять хорошая она или плохая. Художнику важно размочить клей и посмотреть, как собрана кисть. Многие продавцы не то, что не дадут вам для этого емкость с водой, а просто запретят размачивать кисть, говоря, что она и так хорошая. Это те мелочи, которые помогают выбору: просто размочить кисть, проконсультировать по поводу бумаги или краски. Я не раз убеждалась, что не только продавцы в магазинах, но и оптовики не знают, что за товар они привозят в страну. Им достаточно понимания, что бумага хорошая, а какие свойства она имеет — не знают. Хотя информацию эту найти достаточно легко, даже на сайтах производителей. Конечно, чтобы понять, что там написано, надо владеть иностранным языком, но думаю, что у поставщиков есть ресурсы, чтобы перевести информацию и раздать продавцам в салонах. Если продавец просто запомнит хотя бы перечень свойств материала, сможет что-то пояснить в связи с этим, будет уже хорошо.

В хороших магазинах всегда есть выкраски с пробой тех красок, которые продаются в магазине. По ним можно понять прозрачная краска или корпусная. Представить структуру и плотность краски. Если магазин будет иметь такую палитру, то, в принципе, этого достаточно, и будет не обязательно пробовать саму краску. Например, вы можете взять кадмий желтый или ганзу желтую, по цвету они похожи, но кадмий желтый будет укрывистым, а ганза желтая прозрачной, ее следует использовать для изображения легких прозрачных предметов. Вообще много таких цветов, которые похожи по цвету, но отличаются по свойствам, все это можно увидеть только по выкраске.

Говоря о выборе материалов в салонах, хочу отметить, что, к сожалению, в Москве вообще хорошие художественные материалы встретишь редко. Много дешевых материалов и инструментов, соответственно, низкого качества. Та же бумага — она же бывает и в склейках, и в альбомах, и в листах, и в рулонах. Рулонов и склеек у нас вообще в продаже не бывает. Если и появляются, то их надо просто «вылавливать». Понятно, что это товар на любителя, но на пленэре очень удобно использовать склейки. Художник вынужден «знать места», а кроме того, попадать в них в правильное время, тогда удастся что-то купить, поэтому, когда езжу за рубеж обязательно везу оттуда материалы. Хочется, чтобы в салонах был выбор товара и понятные цены. Пусть цены будут хотя бы как европейские! Понятно, что есть расходы на доставку, но когда одна и та же бумага в 2-3 раза дороже, чем в Европе — это не понятно.

Салоны обязаны отслеживать спрос на материалы и обеспечивать предложение. Во многих художественных ВУЗах и школах преподают акварель по-мокрому, a la prima. Для этой техники вполне подходит предложенный в салонах ассортимент, и не так важно качество бумаги. А для многослойной классической акварели качество бумаги первостепенно. Если же говорить о регионах, думаю, что суперкачественные материалы для акварельной техники будут пользоваться там очень маленьким спросом и только лишь потому, что там мало кто владеет классической акварелью. Сложился стереотип в восприятии акварели, что это нечто маленькое, прозрачное и размытое, и, к сожалению, во многих региональных художественных училищах и школах учат именно такой технике. Безусловно, применяя дорогие краски разница будет ощущаться, но не настолько как в технике многослойных лессировок.

И несколько слов о багетном обрамлении акварели. В Москве есть хорошие мастерские, которые умеют работать с бумагой. Испортить акварель может пыль, поэтому надо сделать так, чтобы пыль внутрь обрамления не попадала. При оформлении надо заклеивать место соединения бумаги с паспарту, единственное — скотч должен быть специальный, с клеем, который не пропитывает бумагу. Применяются специальные подклеивающие материалы на рыбьем клею, которые также не жирят бумагу. Картина проклеивается по всему периметру паспарту этим клеем или скотчем, а затем проклеивается весь «сэндвич» из стекла и паспарту, с работой внутри, чтобы внутрь не попадала пыль. И потом, когда все вставлено в раму, весь задник тоже должен быть проклеен.

Хочется пожелать российским магазинам большего ассортимента, потому что современному художнику не хватает выбора. Импортные высококачественные бумаги крайне редко встретишь на прилавках. Когда ты приходишь в салон за границей, то имеешь возможность выбирать товар, а у нас вынужден брать то, что есть".

Информационно-справочная газета для специалистов рынка товаров по искусству «АРТИНДУСТРИЯ»
№10 - Октябрь 2010